Книга 1. Глава 11. Квиддич

latest?cb=20160608131000

Текст главы

С приходом ноября стало очень холодно. Горы, окружавшие школу, из-за льда стали серого цвета, а поверхность озера походила на холодную сталь. Каждое утро земля покрывалась инеем. Из окна верхнего этажа было видно, как Хагрид размораживает мётлы на поле для Квиддича. На нём было длинное кротовое пальто, перчатки из кроличьей шерсти и огромные ботинки на бобровом меху.

Сезон Квиддича начался. В субботу Гарри предстояло сыграть свой первый матч после нескольких недель тренировок: Гриффиндор против Слизерина. Если бы гриффиндорцы победили, то они бы заняли второе место в чемпионате между Домами.

Почти никто не видел, как играет Гарри, потому что Вуд решил, что он, как их тайное оружие, должен держаться в секрете. Но новость о том, что Поттер стал Ловцом, всё же каким-то образом просочилась, и теперь Гарри не знал, кто был хуже - те, кто говорили ему, что он будет замечательным игроком, или те, кто обещали ему бегать по полю с матрацем.

Гарри повезло, что Гермиона стала его другом. Он не знал, как бы осилил всю домашнюю работу без неё, потому что Вуд постоянно устраивал незапланированные тренировки. Также она дала ему почитать книгу «Квиддич Сквозь Века», которая оказалось очень интересной.

Из неё Гарри узнал, что в Квиддиче существовало семьсот способов нарушить правила, и что все они произошли во время матча Чемпионата Мира в 1473; что Ловцы обычно были самыми маленькими и самыми быстрыми игроками, и, казалось, именно с ними происходили самые серьезные несчастные случаи; что хотя люди редко умирали, играя в Квиддич, бывало, что судьи исчезали, и через несколько месяцев их находили в Сахаре.

Гермиона стала относиться немного спокойней к нарушению правил после того, как Гарри и Рон спасли её от горного тролля, и стала куда приятнее в общении. Накануне первой игры Гарри, все трое вышли на перемене во внутренний дворик, где было неимоверно холодно, и Гермиона наколдовала яркий синий огонь, который можно было переносить в банке из-под варенья. Они повернулись спинами к огню и пытались согреться, как вдруг во двор вошёл Снейп. Гарри сразу заметил, что Снейп хромал. Гарри, Рон, и Гермиона придвинулись друг к другу поближе, чтобы заслонить огонь, так как были уверены, что разводить его было запрещено. К сожалению, их виноватые лица заметил Снейп и захромал к ним. Он не видел огня, но, похоже, ему очень хотелось найти повод отчитать их.

- Что это у вас там, Поттер?

Это был «Квиддич Сквозь Века». Гарри показал ему книгу.

- Библиотечные книги запрещено выносить из здания школы, - сказал Снейп. - Отдайте её мне. Пять очков с Гриффиндора.

- Он только что придумал это правило, - сердито пробормотал Гарри, когда Снейп отошёл от них. - Интересно, что с его ногой?

- Не знаю, но надеюсь, ему действительно больно, - злобно сказал Рон.

*

В тот вечер в гостиной Гриффиндора было очень шумно. Гарри, Рон и Гермиона вместе сидели у окна. Гермиона проверяла домашнюю работу Гарри и Рона по Чарам. Она не позволяла им списывать («Как вы собираетесь всему научиться?»), но попросив её проверять работы, они и так получали правильные ответы.

Гарри очень нервничал. Ему хотелось получить «Квиддич Сквозь Века» обратно, чтобы хоть немного успокоиться перед предстоящим днём. Почему он должен бояться Снейпа? Поднявшись с места, он сказал Рону и Гермионе, что собирается спросить Снейпа, не отдаст ли тот ему книгу.

- Лучше ты, чем я, - сказали они вместе, но Гарри подумал, что Снейп не откажет ему в присутствии других учителей.

Он спустился к преподавательской и постучал. Никто не ответил. Он постучал снова. Ничего.

Может быть, Снейп оставил книгу внутри? Стоило попытаться. Он приоткрыл дверь и заглянул внутрь - и его взгляду предстала ужасная сцена.

Снейп и Филч были внутри одни. Снейп держал свою мантию над коленом, одна его нога была искалечена и залита кровью. Филч протягивал ему бинт.

- Проклятая тварь, - произнёс Снейп. - Как можно одновременно следить за всеми тремя головами?

Гарри попробовал тихо закрыть дверь, но…

- ПОТТЕР!

Лицо Снейпа исказилось от ярости, он быстро опустил свою мантию, чтобы скрыть ногу. Гарри сглотнул.

- Я просто хотел спросить, можно ли мне забрать мою книгу.

- УБИРАЙТЕСЬ ВОН! ВОН!

Гарри выбежал из комнаты, прежде чем Снейп смог снять с Гриффиндора ещё несколько очков, и понёсся наверх.

- Ты вернул её? - спросил Рон, когда Гарри присоединился к ним. - В чём дело?

Тихим шёпотом Гарри рассказал им, что видел.

- Знаете, что это означает? - закончил он, едва переводя дух. - Он пытался пройти мимо трехголовой собаки на Хэллоуин! Вот куда он шёл, когда мы его видели - он хочет добыть то, что охраняет пёс! И спорю на свою метлу, это он впустил тролля, чтобы отвлечь всех.

Глаза Гермионы округлились.

- Нет… он бы так не поступил, - сказала она. - Я знаю, что он не очень хороший, но он не стал бы красть то, что пытается уберечь Дамблдор.

- В самом деле, Гермиона, ты думаешь, что все преподаватели - святые или что-то в этом роде, - огрызнулся Рон. - Я согласен с Гарри. И я тоже не доверяю Снейпу. Но что же он хочет заполучить? Что охраняет собака?

Когда Гарри ложился спать, в голове его крутился тот же вопрос. Невилл громко храпел, но Гарри не мог заснуть. Он пытался выбросить из головы все мысли… ему нужно было выспаться, нужно, до его первого матча по Квиддичу оставалось лишь несколько часов… но выражение лица Снейпа в тот момент, когда Гарри увидел его ногу, было не так-то легко забыть.

*

Следующее утро выдалось очень ясным и холодным. Большой Зал был наполнен восхитительным запахом жареных сосисок и весёлой болтовнёй тех, кто с нетерпением ждал хорошего матча по Квиддичу.

- Ты должен позавтракать.

- Я ничего не хочу.

- Хотя бы кусочек тоста, - уговаривала его Гермиона.

- Я не хочу есть.

Гарри чувствовал себя ужасно. Через час он уже должен был быть на поле.

- Гарри, тебе нужно набраться сил, - сказал Шеймус Финниган. - На Ловцов противники нападают больше всего.

- Спасибо, Шеймус, - сказал Гарри, наблюдая, как Шеймус поливает кетчупом сосиски.

Казалось, вся школа собралась к одиннадцати часам на поле для Квиддича. У многих студентов были бинокли. Хотя зрительские места были подняты высоко над землей, иногда всё же было трудно разглядеть, что происходит.

Рон и Гермиона присоединились к Невиллу, Шеймусу и Дину, болельщику Вест Хэма, на верхнем ряду. В качестве сюрприза для Гарри, они нарисовали огромный плакат на одной из тех простыней, которые испортил Короста. Плакат гласил «Поттера в президенты», а Дин, который хорошо рисовал, изобразил под надписью гриффиндорского льва. Затем Гермиона произнесла короткое хитрое заклинание, и надпись стала переливаться разными цветами.

Тем временем, в раздевалке, Гарри и другие участники команды переодевались в ярко-алые мантии для Квиддича (Слизерин играл в зелёных).

Вуд прокашлялся, чтобы привлечь к себе внимание.

- Итак, господа, - сказал он.

- И дамы, - сказала Охотница Анджелина Джонсон.

- И дамы, - согласился Вуд. - Вот она.

- Самая главная, - сказал Фред Уизли.

- Та, которую мы все ждали, - сказал Джордж.

- Мы знаем речь Оливера наизусть, - обратился Фред к Гарри. - Мы были в команде в прошлом году.

- Заткнитесь, вы оба, - сказал Вуд. - У нас самая лучшая команда Гриффиндора за много лет. И мы победим. Я это знаю.

Он обвёл взглядом всю команду, словно говоря "А иначе…"

- Всё. Пора. Всем удачи.

Гарри проследовал из раздевалки за Фредом и Джорджем и, надеясь, что у него не подкосятся колени, вышел на поле под всеобщее ликование.

Матч судила Мадам Хуч. Она стояла посреди поля и ждала с метлой в руке, пока соберутся обе команды.

- Итак, я жду вежливой и честной игры, - произнесла она, как только они все собрались вокруг неё. Гарри показалось, что мадам Хуч говорит это в частности капитану Слизерина, пятикурснику Маркусу Флинту. Гарри подумал, что Флинт выглядит так, словно у него в родне были тролли. Краем глаза он увидел плакат с переливающейся надписью «Поттера в президенты», который развевался над толпой высоко на трибунах. Его сердце ёкнуло. Он почувствовал себя смелее.

- Седлайте ваши мётлы, пожалуйста.

Гарри вскарабкался на «Нимбус-2000».

Мадам Хуч громко дунула в серебряный свисток.

Пятнадцать мётел взмыли высоко-высоко в небо. Игра началась.

- И Кваффл мгновенно перехвачен Анджелиной Джонсон из Гриффиндора… какая же отличная Охотница эта девушка, к тому же довольно привлекательная…

- ДЖОРДАН!

- Простите, профессор.

Друг близнецов Уизли Ли Джордан комментировал матч под тщательным присмотром профессора МакГонагалл.

- Она стремительно проносится вперёд, точный пас Алисии Спиннет, кстати, отличная находка Оливера Вуда. В прошлом году она была лишь запасной… передача назад Джонсон и… нет, Кваффл у слизеринцев. Его перехватывает капитан команды Маркус Флинт и летит прочь… Флинт словно орёл… он сейчас забь… нет, ловким движением его останавливает Вратарь Гриффиндора Оливер Вуд, и Кваффл снова у Гриффиндора… вот он у Охотницы Кэти Белл, которая ловко обходит Флинта, поднимается над полем и… ОЙ… должно быть, это больно - получить Бладжером по затылку… Кваффл у Слизерина… это Эдриан Пьюси мчится к воротам, но его останавливает второй Бладжер… его послал Фред или Джордж Уизли - не могу точно сказать, кто из них… но в любом случае, отлично играет Вышибала Гриффиндора, а Кваффл снова у Джонсон. Впереди никого нет, и она пользуется моментом… она летит… уклоняется от приближающегося Бладжера… ворота впереди… давай, Анджелина… Вратарь Блетчли уходит в пике… промахивается… ГРИФФИНДОР ЗАБИВАЕТ ГОЛ!

Возгласы гриффиндорцев заполнили холодный воздух. От слизеринцев послышались завывания и стоны.

- Эй, подвиньтесь, дайте пройти.

- Хагрид!

Рон и Гермиона придвинулись друг к другу, чтобы освободить место для Хагрида.

- Наблюдал из своей хижины, - сказал Хагрид, похлопав огромный бинокль, который висел у него на шее. - Но когда сидишь на трибуне с народом, совсем другие ощущения. Снитч ещё не показывался?

- Нет, - ответил Рон. - Гарри пока особо нечем заняться.

- Хоть в переделку не попал, уже что-то, - сказал Хагрид, поднимая бинокль и глядя на маленькое пятнышко в небе - Гарри.

Высоко над ними Гарри парил над игроками, щурясь и выискивая взглядом хоть какие-нибудь признаки Снитча. Это было частью его с Вудом стратегии.

- Держись на расстоянии до тех пор, пока не заметишь Снитч, - сказал Вуд. - Нам не надо, чтобы на тебя напали, пока этого не потребуется.

Когда Анджелина забила гол, Гарри выполнил пару мёртвых петель, чтоб выплеснуть переполнявшие его чувства. Теперь он снова искал взглядом Снитч. Один раз он заметил золотую вспышку, но это был всего лишь блик наручных часов одного из братьев Уизли, а в другой раз в него решил полететь Бладжер, похожий, скорее, на пушечное ядро, но Гарри вовремя увернулся, и вслед за мячом прилетел Фред Уизли.

- Всё в порядке, Гарри? - нашёл он время прокричать, со всей силы отбивая Бладжер в сторону Маркуса Флинта.

- Кваффл у Слизерина, - рассказывал Ли Джордан. - Охотник Пьюси уклоняется от двух Бладжеров, двух Уизли и Охотницы Белл и с огромной скоростью направляется к… погодите… неужели это был Снитч?

Толпа зарокотала, Эдриан Пьюси уронил Кваффл, когда обернулся через плечо, чтобы посмотреть на золотую вспышку, которая пронеслась мимо его левого уха.

Гарри увидел его. Охваченный волнением, он спикировал за золотым следом. Ловец Слизерина Теренс Хиггс тоже его заметил. Плечом к плечу они бросились к Снитчу… все Охотники словно забыли про то, что должны были делать, просто застыв в воздухе, чтобы следить за происходящим.

Гарри был быстрее, чем Хиггс, и уже видел небольшой мячик с его трепетавшими крыльями, который стремительно нёсся вперёд… он прибавил скорость…

БАЦ! С трибун Гриффиндора послышался гневный рёв… Маркус Флинт нарочно врезался в Гарри, и его метла изменила курс, а Гарри вцепился в неё, чтобы не упасть.

- Это фол! - закричали гриффиндорцы.

Мадам Хуч, сердито поговорив с Флинтом, назначила свободный удар в сторону ворот Слизерина. Но во всей этой суматохе, разумеется, Снитч опять исчез из виду.

Внизу на трибуне Дин Томас вопил:

- Удалите его с поля, судья! Красная карточка!

- Это не футбол, Дин, - напомнил ему Рон. - В Квиддиче нельзя удалять… и что такое красная карточка?

Хагрид, однако, был на стороне Дина.

- Надо бы им поменять правила. Флинт мог сбить Гарри с метлы.

Ли Джордану, по всей видимости, трудно было держаться нейтральной стороны.

- Итак, после этого очевидного и отвратительного жульничества…

- Джордан! - громко проворчала Профессор МакГонагалл.

- Я имею в виду, после такого открытого и вопиющего нарушения…

- Джордан, предупреждаю…

- Хорошо, хорошо. Флинт чуть не убил Ловца Гриффиндора, что, я уверен, могло произойти с каждым. И, таким образом, пенальти от Гриффиндора будет бить Спиннет, которая без проблем забивает гол, и мы продолжаем игру. Кваффл всё ещё у Гриффиндора.

Это случилось в тот момент, когда Гарри снова уклонился от Бладжера, пролетавшего в опасной близости от его головы. Его метла внезапно накренилась. На долю секунды ему показалось, что он падает. Он изо всех зажал метлу в руках и между коленями. Такого с ним никогда не было.

Это повторилось. Было такое ощущение, что метла пытается сбросить его. Но ведь «Нимбусы-2000» не решали ни с того ни с сего скинуть своих наездников. Гарри попробовал повернуть к воротам Гриффиндора. Ему в голову пришла идея попросить Вуда, чтобы тот взял тайм-аут… но тут он понял, что его метла совершенно вышла из-под контроля. Он не мог её повернуть. Он вообще не мог ей управлять. Она двигалась во все стороны и то и дело совершала такие резкие движения, что Гарри чуть не падал с неё.

Ли продолжал репортаж.

- Слизерин перешёл в наступление… Кваффл у Флинта… проходит Спиннет… проходит Белл… крепко получает Бладжером по лицу, надеюсь, ему сломали нос… шучу, профессор… Слизерин забивает гол… о, нет…

Слизеринцы ликовали. Похоже, никто не замечал, что метла Гарри ведёт себя странно. Она медленно поднимала его всё выше и выше над полем, всё время дёргаясь.

- Не понимаю, что это Гарри вытворяет, - пробормотал Хагрид. Он смотрел в свой бинокль. - Если бы не знал, подумал бы, что он потерял управление над метлой… но ведь не мог…

Внезапно повсюду на трибунах люди стали показывали пальцем на Гарри. Его метла принялась переворачиваться, ему едва удавалось держаться на ней. Затем все ахнули. Метла Гарри резко дёрнулась, и Гарри свалился с неё. Теперь он висел на ней, держась только одной рукой.

- С ней что-то произошло, когда в неё врезался Флинт? - шёпотом спросил Шеймус.

- Не может быть, - ответил Хагрид. Его голос дрожал. - С метлой ничего не может случиться, если только на неё не наложили мощное тёмное заклятие… ребёнку не под силу заколдовать «Нимбус-2000».

Услышав это, Гермиона схватила бинокль Хагрида. Но вместо того, чтобы смотреть на Гарри, она начала отчаянно всматриваться в толпу.

- Что ты делаешь? - простонал побледневший Рон.

- Так и знала, - ахнула Гермиона, - Снейп… смотри.

Рон взял бинокль. Снейп сидел посередине трибуны, расположенной напротив них. Его взгляд был сфокусирован на Гарри, и он что-то бормотал себе под нос без остановки.

- Он что-то делает… он заколдовывает метлу, - сказала Гермиона.

- Что же нам делать?

- Сейчас разберусь.

Прежде чем Рон смог что-либо сказать, Гермиона исчезла. Рон снова направил бинокль на Гарри. Его метла вибрировала так сильно, что висеть на ней дольше было практически не возможно. Все встали со своих мест, с ужасом наблюдая, как братья Уизли подлетели к Гарри и пытались перетащить его на одну из своих мётел, но их попытки были безуспешны - каждый раз, когда они добирались до него, метла подскакивала всё выше и выше. Тогда оба Уизли снизились и начали кружить под ним, очевидно, надеясь поймать его, если он упадёт. Маркус Флинт схватил Кваффл и забросил пять голов, пока никто не смотрел.

- Давай же, Гермиона, - отчаянно бормотал Рон.

Гермиона пробралась к трибуне, где стоял Снейп, и теперь мчалась по ряду позади него; она даже не остановилась извиниться, когда задела профессора Квиррелла, и тот полетел головой вниз в ряд перед ним. Добежав до Снейпа, она присела, достала палочку и прошептала несколько подходящих слов. Ярко-голубое пламя вырвалось из её палочки и охватило подол мантии Снейпа.

Снейпу понадобилось, наверное, тридцать секунд, чтобы сообразить, что он горит. Внезапный возглас оповестил Гермиону, что она справилась с задачей. Собрав с него огонь в банку из-под варенья, которая находилась у неё в кармане, она начала пробираться назад по ряду… Снейп точно не смог бы догадаться, что произошло.

Этого было достаточно. Высоко в небе Гарри внезапно удалось вскарабкаться на метлу.

- Невилл, можешь смотреть! - сказал Рон. Невилл уже целых пять минут всхлипывал, уткнувшись в куртку Хагрида.

Гарри с огромной скоростью устремился к земле, и толпа увидела, как он закрыл рукой рот, будто его сейчас стошнит… он упал на поле на четвереньки… кашлянул… и ему в руку упало что-то золотое.

- Я поймал Снитч, - закричал Гарри, махая им над головой, и игра закончилась в полной неразберихе.

- Он не поймал его, он почти его проглотил, - всё ещё выл Флинт двадцать минут спустя, но это не играло роли - Гарри не нарушал никаких правил, и Ли Джордан продолжал радостно выкрикивать результаты матча - Гриффиндор победил: сто семьдесят - шестьдесят. Но Гарри ничего этого не слышал - Хагрид уже готовил ему уже чашку крепкого чая в своей хижине, как и Рону с Гермионой.

- Это был Снейп, - объяснял Рон. - Мы с Гермионой видели его. Он заколдовывал твою метлу, бормотал что-то и не сводил с тебя глаз.

- Чепуха, - сказал Хагрид, который не слышал ни слова из того, о чём говорили рядом с ним на трибуне. - Зачем бы Снейп стал такое делать?

Гарри, Рон и Гермиона переглянулись, гадая, что же ему ответить. Гарри выбрал правду.

- Я узнал кое-что о нём, - сказал он Хагриду. - Он пытался пройти мимо той трехголовой собаки на Хэллоуин. Она укусила его. Мы думаем, он пытался украсть то, что она охраняет.

Хагрид выронил чайник.

- А как вы узнали про Пушка? - спросил он.

- Пушка?

- Да… он мой… я купил его у какого-то греческого паренька, которого встретил в пабе в прошлом году… одолжил его Дамблдору для охраны…

- Чего? - нетерпеливо произнёс Гарри.

- Всё, не спрашивайте меня больше, - мрачно сказал Хагрид. - Это совершенно секретно, вот.

- Но ведь Снейп пытается это украсть!

- Чепуха, - снова повторил Хагрид. - Снейп - преподаватель Хогвартса, и он никогда бы не сделал ничего подобного.

- Тогда почему он пытался убить Гарри? - воскликнула Гермиона.

Определённо, события этого дня кардинально изменили её мнение о Снейпе.

- Я легко могу узнать заклятье, Хагрид, я о них всё читала! Нужен непрерывный зрительный контакт, и Снейп ни разу не моргнул, я его сама видела!

- Да говорю же вам, вы не правы! - вспылил Хагрид. - Не знаю, почему метла Гарри так себя вела, но Снейп не стал бы пытаться убить ученика! И послушайте, вы трое… вы суете нос не в свои дела. Это очень опасно. Забудьте про собаку и про то, что она охраняет. Это личное дело профессора Дамблдора и Николаса Фламеля

- Ага! - сказал Гарри. - Тут замешан некто по имени Николас Фламель.

Хагрид явно сильно разозлился сам на себя.

Гарри Поттер и Философский Камень
Главы: 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17